Наставничество в Первой школе Дубны. Практика студентов — лингвистов

В начале второго полугодия наша школа традиционно открывает свои двери для студентов кафедры Лингвистики университета «Дубна», которые проходят педагогическую практику под руководством наших учителей-наставников Юдиной Алёны Сергеевны и Алексеевой Марии Владимировны. Почему это сотрудничество, у истоков которого в нашей школе стоял заслуженный учитель английского языка и выдающийся педагог Бугайцова Светлана Вячеславовна, не только не теряет своей актуальности спустя десятилетия, но и расширяется? В поиске ответа на этот вопрос обратимся к самим студентам, прошедшим практику, они поделились с нами своими впечатлениями.:

Ксения Шикалова: «Наш руководитель практики от университета в шутку или в серьез сказал, что практика — это школа жизни. И через этот опыт нужно пройти каждому, чтобы проверить в первую очередь себя: какой ты человек, что ты можешь дать детям, как ты себя будешь ощущать и чувствовать.

Мне выпала возможность работать с разными возрастными группами, и если, работая, с 10 классом, был вызов самой себе: справиться с подготовкой уроков высокого уровня, то в 3-их классах — главный вызов был суметь удержать внимание детей и дисциплину. Второе оказалось чуть сложнее, но в целом, я довольна результатом.

Я благодарю от всего сердца наставника от школы, Алёну Сергеевну, за карт-бланш действий и внимание к деталям и школу за возможность окунуться вновь в эту атмосферу.»

Дарья Попова: Когда я в первый день пришла в школу в качестве учителя, а не слушателя, была абсолютная уверенность в том, что я не смогу провести ни одного урока. Перед самым звонком мелькнула даже паническая мысль отказаться прямо сейчас, потому что я не готова (и, вероятно, никогда не буду готова). Взять себя в руки удалось не сразу, и даже на уроке было ощущение, что я не на своем месте, было напряжение и непонимание, как все успеть и как правильно руководить этим детским оркестром. При том, что все они выжидательно смотрят и готовы слушаться практически любого движения (действительно, как оркестр или идеальный механизм).

Все увещевания, что это проходит, что нужно просто набраться опыта (которого, к слову, у меня было к этому моменту всего ничего), достигали моих ушей, но не проникали в сердце. Где-то там в глубине часть меня была уверена, что я — самозванец в этом школьном мире и нормально вести детей не смогу.

Технологические карты казались темным лесом. Первые из них я делала по нескольку часов с абсолютным ощущением, что я вязну в этой паутине.

Однако прошел февраль, пришел март. Конец практики — а с ним — открытый урок — был близок. Не скажу, что я паниковала (по крайней мере, не так сильно, как могла бы), но ненамеренно затягивала момент Х, это точно.

В итоге, ожидание открытого урока оказалось самой сложной частью задания. Провести его — даже при том, что я совсем не представляла, как дети будут реагировать на гостей — оказалось не так сложно. Даже в какой-то степени захватывающе.

Хочется отметить, что немалую роль в этом сыграли сами дети. Мой класс, к которому я за время практики прикипела всей душой, разыграли все как по нотам, даже в тех моментах, где задания были незапланированными и спонтанными.

И в целом, работать с доверенными мне классами на протяжении всей практики было приятно и легко. То, что поначалу я ощущала, как испытание, превратилось в простое детское любопытство, с которым очень здорово взаимодействовать, потому что новые знания не уходят вникуда, а поглощаются пытливыми юными умами.

Отдельную большую благодарность я хотела бы выразить руководителю практики — Алексеевой Марии Владимировне. Своими наставлениями и исправлениями она показала мне, что даже человеку, который изначально не считал себя каким-либо педагогом, может понравиться должность школьного учителя.

Внимательное отношение ко всем моим вопросам и поддержка на протяжении всей практики, помощь во всех спорных вопросах, предоставление тонны разнообразной информации, с помощью которой я ознакомилась с новыми тенденциями в современной педагогике, а также уверенность в том, что все пройдет гладко (когда я сама в этом не была уверена), мотивировали меня и показали мне в прямом смысле слова идеал педагога, к которому я бы хотела стремиться.

Моя практика вышла удивительной и очень-очень полезной, раскрывающей мне меня же совершенно с другой стороны.

Спасибо большое!

Илья Шмаров: «Практика преподавания английского языка. Казалось бы ничего сложного — пришел на урок, открыл учебник и просто по порядку начал прорабатывать тексты и задания с учениками.

Но не всё так просто.

Шел изначально на практику с неким нежеланием, неуверенностью, ведь тяжело начинать заниматься чем-то, если прежде не было опыта в этой сфере.

Первые дни, когда еще не требовалось самому проводить занятия, были спокойными. Можно было влиться в темп занятий; понять, как работают ученики определенных классов; кто из них более/менее активен.

Спустя несколько недель начался сам сок практики — учитель передал эстафету тебе: «К барьеру», как говорится. Опять же, казалось, что можно просто пробежаться глазами по тексту и заданиям, и с самым минимумом прийти на урок, уверенным, что проблем не будет: ни пауз между заданиями, ни пауз в ответах учеников, и никто не потеряет интерес к уроку, ведь мало кому охота выполнять одно и то же по нескольку раз за урок. Однако как и ученик готовится с домашним заданием, учитель тоже готовится к самому уроку. …Вдвойне, если импровизация слаба…

После наставлений руководителя первые занятия первой недели прошли довольно хорошо — да, можно было и лучше, но на первый раз, удивительно, замечаний было мало.

Дальше же, однако, уже мало давалось поблажек — да, подсказки были, но остальное сам. Тут и разные формы уроков (устная речь, грамматика, внеклассное чтение); тут и разные классы с учениками разных возрастов (3-е, 5-й, 7-й, 10-й классы), которые работают в своем темпе и к которым нужен свой подход; тут всё и сразу.

Три недели преподавания, которые в конце-концов влились в один день — открытое занятие. Тут следовало показать все свои полученные навыки и знания, и постараться провести связный урок, но перед тобой не только учащиеся, но и твои одногруппники и руководители, которые внимательно слушают и отмечают все твои действия. Последний рубеж перед завершением практики, который с той же неохотой и волнением, удалось пройти.

Насколько успешно? Пока неизвестно, но первое впечатление осталось положительным у руководителя, что уже хорошо.

Так или иначе, несмотря на некоторую панику с моей стороны, практика оказалась не такой уж и сложной и однозначно интересной.»

Можно сделать вывод, что и наставники и практиканты, в процессе своей совместной работы выходят из «зоны своего комфорта», ставят перед собой новые задачи педагогики, и, действуя сообща, в чем-то помогая и мотивируя друг друга, в итоге имеют возможность посмотреть на свою деятельность как бы немного со стороны: наставники, видя работу своих классов с другим педагогам, имеют возможность дополнительно, уже со стороны наблюдателя учебного процесса, проанализировать слабые и сильные стороны владения теми или иными аспектами предмета своих детей, понаблюдать за психологией взаимоотношений детей с педагогом с иным, отличным от привычного детям образа наставника, стилем общения, произношения….. Практиканты же, освоив теоретическую часть методики преподавания, имеют возможность на практике применить полученные знания, осознать алгоритмы и концепции построения урока с детьми разных возрастов, сделать для себя полезные выводы и пополнить свой портфель уже практических умений в педагогической деятельности.

 

Похожее ...

Добавить комментарий